24 сентября 1951 года на Семипалатинском полигоне произведено второе испытание ядерного оружия. Взрыв заряда РДС-2 показал мощность в 38 тыс. тонн тротила, что почти вдвое больше первого взрыва. Повышение мощности заряда и его коэффициента полезного действия было достигнуто за счет реализации предложения Я. Б. Зельдовича, Е. И. Забабахина и В. А. Цукермана по созданию внешнего нейтронного инициатора. Наиболее высокий КПД достигался в случае, когда нейтронное инициирование осуществлялось после фокусировки заряда.
На случай войны была изготовлена и положена на хранение серия из пяти атомных бомб весом в 3 тонны каждая. На поток же изготовление ядерного оружия было поставлено в 1954 г.
24 сентября 1957 года на Северном испытательном полигоне «Новая Земля» (начальник — контр-адмирал Н. Л. Луцкий) состоялись первые воздушные испытания ядерного оружия. Научным руководителем испытаний был назначен К. И. Щелкин. В группу руководства испытаниями входили также представители ВВС Н. П. Селезнев, В. И. Урюпин, С. М. Куликов, В. А. Чернорез, Г. Т. Голубев и др.
Сброс авиабомбы мощностью 1600 кт ТЭ производился с самолета-носителя Ту-16 под командованием Ф. П. Головашко. В состав экипажа входили А. Н. Кириленко, И. М. Роменский, И. И. Курлов, С. М. Тимошин и Щеглов.
Прицельное бомбометание осуществлялось после предварительного холостого захода. После выполнения задания самолеты вернулись на аэродром вылета без повреждений. Все службы комплекса «Оленья» — «Новая Земля» сработали без сбоев.
Необходимость обеспечения безопасности испытаний ядерных зарядов со все возрастающими мощностями привела в середине пятидесятых годов к принятию решения о переносе воздушных испытаний с Семипалатинского на Новоземельский полигон. Для подготовки ядерных зарядов к воздушным испытаниям и базирования самолетов-носителей на Кольском полуострове был построен аэродром «Оленья». На острове Новая Земля в районе пролива Маточкин Шар было оборудовано опытное поле с размещением на нем целей для бомбометания, а также пунктами радиотелеметрического контроля работы автоматики на траектории падения авиабомб. Маршрут самолетов-носителей и самолетов-лабораторий после взлета с аэродрома «Оленья» пролегал над водными просторами через мыс Канин нос, Рогачево, Панькова Земля и далее — к целям в районе пролива Маточкин Шар. Охрана самолетов-носителей в полете возлагалась на войска ПВО страны со сменой сопровождающих пар истребителей на промежуточных аэродромах Амдерма и Рогачево. Координация работ авиагруппы и опытного поля осуществлялась через командные пункты, расположенные на полигоне «Новая Земля» и аэродроме «Оленья».
На случай войны была изготовлена и положена на хранение серия из пяти атомных бомб весом в 3 тонны каждая. На поток же изготовление ядерного оружия было поставлено в 1954 г.
24 сентября 1957 года на Северном испытательном полигоне «Новая Земля» (начальник — контр-адмирал Н. Л. Луцкий) состоялись первые воздушные испытания ядерного оружия. Научным руководителем испытаний был назначен К. И. Щелкин. В группу руководства испытаниями входили также представители ВВС Н. П. Селезнев, В. И. Урюпин, С. М. Куликов, В. А. Чернорез, Г. Т. Голубев и др.
Сброс авиабомбы мощностью 1600 кт ТЭ производился с самолета-носителя Ту-16 под командованием Ф. П. Головашко. В состав экипажа входили А. Н. Кириленко, И. М. Роменский, И. И. Курлов, С. М. Тимошин и Щеглов.
Прицельное бомбометание осуществлялось после предварительного холостого захода. После выполнения задания самолеты вернулись на аэродром вылета без повреждений. Все службы комплекса «Оленья» — «Новая Земля» сработали без сбоев.
Необходимость обеспечения безопасности испытаний ядерных зарядов со все возрастающими мощностями привела в середине пятидесятых годов к принятию решения о переносе воздушных испытаний с Семипалатинского на Новоземельский полигон. Для подготовки ядерных зарядов к воздушным испытаниям и базирования самолетов-носителей на Кольском полуострове был построен аэродром «Оленья». На острове Новая Земля в районе пролива Маточкин Шар было оборудовано опытное поле с размещением на нем целей для бомбометания, а также пунктами радиотелеметрического контроля работы автоматики на траектории падения авиабомб. Маршрут самолетов-носителей и самолетов-лабораторий после взлета с аэродрома «Оленья» пролегал над водными просторами через мыс Канин нос, Рогачево, Панькова Земля и далее — к целям в районе пролива Маточкин Шар. Охрана самолетов-носителей в полете возлагалась на войска ПВО страны со сменой сопровождающих пар истребителей на промежуточных аэродромах Амдерма и Рогачево. Координация работ авиагруппы и опытного поля осуществлялась через командные пункты, расположенные на полигоне «Новая Земля» и аэродроме «Оленья».
Источник: История Росатома