Интересные факты

61 год назад было принято решение о постройки ледокола "Арктика"

1 марта 1963 года Совет Министров СССР принял решение о постройке нового атомного ледокола «Арктика». Местом постройки ледокола был определен Балтийский судостроительный завод им. С. Орджоникидзе (г. Ленинград). Закладка атомохода «Арктика» проекта «1052» состоялась 3 июня 1971 г. Он стал вторым ледоколом серии мощных атомоходов, разработанных конструкторским бюро под руководством В. И. Неганова.

На своё время «Арктика» являлась самым крупным судном такого класса в мире. Ледокол имел стандартное водоизмещение 21000 тонн и полное 25840 тонн. Длина корпуса по ватерлинии достигала 136 м, а полная длина — 147,9 м при максимальной ширине 30 м и осадке 11 м.

Внутренний объём разделён на четыре палубы. Сам корпус изготовлен из легированной стали, а в районе ватерлинии усилен дополнительным ледовым поясом толщиной 46 мм. Дополнительные шпангоуты и полукруглая носовая часть позволяют выдерживать пиковые нагрузки и проламывать ледяной покров толщиной до 2,8 метров.

Так как судно предназначалось для эксплуатации в полярных широтах, корпус получил развитую пятиярусную надстройку. Она позволяет членам экипажа свободно перемещаться по всему судну без необходимости выходить на палубу. Помимо технических помещений и отсеков, имеется развитый медицинский блок со всем необходимым оборудованием (в том числе рентген-аппарат и стоматологический кабинет). В кормовой части располагается посадочная платформа для вертолета. С его помощью проводят ледовую разведку.

Необычной была схема окраски ледоколов. В отличие от «Ленина», окрашенного по классической схеме с чёрным корпусом и белой надстройкой, для «Арктики» решили принять более яркую окраску — чёрный борт и ярко-оранжевая надстройка (тёмно-красная на всех остальных судах серии). Исключение составляла «Сибирь» со своей снежно-белой надстройкой.

Источник: История Росатома, Мир кораблей
Фото: Kuzmixan